Понятия со словосочетанием «серебряный сосуд»
Связанные понятия
Кумга́н — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук, исходя из традиции отправления естественных потребностей на исламском востоке. Кумганы изготавливались из глины или из металла (латуни, серебра).
Лекиф (др.-греч. λήκυθος) — древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая также использовалась как погребальный дар в V веке до н. э. Характерными чертами лекифа являются узкое горлышко и небольшая ножка.
Ге́мма (лат. gemma — драгоценный камень) — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями. Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи).
Поти́р (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок»; в латинском обряде — калеж, от лат. calix) — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).
Ги́дрия (др.-греч. ὑδρία), иначе кальпида (κάλπις) — древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании.
Ла́данка — это маленький мешочек, в который кладут ладан. Обычно она носится на шее, вместе с крестом.
1. Дробница — в русском церковном ювелирном искусстве миниатюрные вставки, выполняемые на обложках Евангелия, митрах, панагиях или на парадных богослужебных облачениях. Дробницы выполняются в форме пластин с отверстиями для крепления к украшаемому ими предмету.
Напресто́льный крест — в Православной церкви алтарный крест, распятие, хранящиеся на престоле в алтаре храма. Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря.
Ца́та (др.-рус. «цята», цѧта — «мелкая монета»; от лат. centus) — элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, расположенный в нижней части православного креста, также часть оклада, древнерусское золотое или серебряное украшение иконы.
Толстая могила — крупный скифский курган IV века до нашей эры, расположенный возле городов Покров и Никополь (Днепропетровская область). Вскрыта и исследована в 1971 году экспедицией АН УССР (руководитель Б. Н. Мозолевский, заместитель руководителя — Е. В. Черненко).
Лутрофор (др.-греч. λουτροφόρος, лат. Loutrophoros) — особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.
Ариба́лл (др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, с узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.
Бра́тина — русский шаровидный сосуд для подачи на стол и питья алкогольных напитков (пива, мёда, вина). Использовался в XVI—XIX веках на братчинных пирах и поминках (для питья на всю братию).
Алавастр (греч. ἀλάβαστρος — алебастровый сосуд или флакон) — в православной церкви сосуд для хранения мира. Обычно круглый, с длинным узким горлышком и без ручки.
Пи́фос (др.-греч. πίθος), в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья, в особенности в культурной области Эгейского моря, включая остров Крит. Производство пифосов требовало от гончара специальных навыков.
Жезл греческой работы Алексея Михайловича — самый ценный царский посох из подобных сокровищ, хранящихся в собрании Оружейной палаты Московского кремля.
Бармы — широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия. Древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения.
Надьсентмиклошский клад — клад золотых сосудов V-VIII вв., обнаруженный близ венгерского селения Надь-Сент-Миклош (недалеко от города Сегедин) в 1799 году. Находится в Венском художественно-историческом музееКлад состоит из золотых сосудов в количестве 23 штук. Это были кубки, кувшины, блюда и один ритон. Их щедро украшали изображения людей, птиц, зверей, крылатых чудовищ, орнамент растительного и геометрического характера. Один из кувшинов был украшен изображениями, помещёнными в круглые медальоны...
Вотивная корона — вид церковной утвари, ювелирное украшение. Особенно известны произведения вестготских мастеров VII в.
Канди́ло (от греч. κανδήλα — лампада) — большой подсвечник, стоящий перед иконой в православном храме (этим словом также обозначают любой источник света в церкви — свечу, подсвечник, лампадку). Если на подсвечнике находится от семи до двенадцати свечей, он называется поликандилом, если их более — паникадилом; паникадила обычно подвешены в центре храма под куполом. Часто находящаяся в центре поликандила большая свеча делается не из воска, а из фарфора или металла (внутри пустая), и лишь сверху её...
Губа антими́нсная (греч. σπόγγος; губа грецкая, губа илитонная) — в православной церкви литургический предмет, в древности изготавливаемый из морских губок (в настоящее время — из материи). Символизирует собой губу, с помощью которой римские солдаты напоили уксусом распятого Иисуса Христа...
Мигулинский клад — собрание драгоценных предметов, обнаруженное в 1864 году в 14 км от станицы Мигулинской, в настоящее время Ростовская область, Россия.
Жертвенник воскурения (ивр. מזבח הקטורת, мизбах а-кторет) — жертвенник (алтарь), на котором воскурялся фимиам. Один из центральных предметов службы в Скинии, а затем и в Храме. Назывался также «золотой жертвенник» (ивр. מזבח הזהב), в отличие от медного «жертвенника всесожжения».
Агалма (др.-греч. αγαλμα, украшение) — у древних греков название статуи бога, героя или кумира, служившей украшением храмов и зданий.
Монисто — изделие (ожерелье) из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее, указывало на социальный статус его носительницы.
Куман — вид посуды. Название происходит от тюркского названия кувшинов (кумган). Представляет собой глиняный или металлический узкогорлый кувшин с ручкой, крышкой и носиком. В России появился с XVI-XVII веков.
Ри́за — в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Ларарий (лат. lararium, от лат. «lares») — в римском доме культовое помещение или место поклонения домашним богам — ларам, пенатам.
Стемма (греч. στεμμα или στεμματος, лат. stemmata — венок из ветвей) — в Древней Греции лавровый венок, обвитый белой шерстью. В Древнем Риме — родословные ветви, родословное древо. В Византии — корона императора. В современном русском языке употребляется в двух последних значениях.
Ендова́ (также яндова́) — вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.
Византийские эмали — произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в Византийской империи в технике перегородчатой и выемчатой эмали. Изделия, созданные в Византии в данной технике, поражают удивительной тонкостью работы и чистотой оттенков смальты. Для византийцев перегородчатая эмаль имела особую ценность не только из-за золота самого изделия, но по причине того, что «смальта и металл прежде чем стать изображением, должны были пройти очистительное действие огня». Изделия, выполненные...
Ди́скос (греч. δίσκος — «круглое блюдо») — в Православной церкви и в Католических церквях византийского обряда один из литургических сосудов. Представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — младенца Иисуса Христа. Аналогичный сосуд в латинском обряде именуется патена. Главное отличие восточного дискоса от западной патены — наличие у дискоса массивного основания.
Бармы «греческой работы» Алексея Михайловича или «диадема» — одна из самых ценных царских регалий России, которая хранится в собрании Оружейной палаты Московского кремля.
Дарохрани́тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «евхаристический голубь».
Колхи́дка, или колхидский тетри (груз. კოლხური თეთრი) — условное название серебряной монеты, распространённой в Колхиде в VI в. до н. э. — 1-й пол. III в. до н. э..
Лжи́ца — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, употребляется в византийском обряде для преподания причастия из потира верующим. Так же как дискос, потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси.
Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.
Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита. В настоящее время ожерелья, как и большинство украшений, носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.
Кропило (аспергилл) — приспособление для разбрызгивания святой воды во время богослужения, разновидность церковной утвари. Сосуд со святой водой, куда макают кропило, называется кропильницей.
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Культура кувшинных погребений — археологическая культура, представленная в IV веке до н. э. — VIII веке н. э. на территории Закавказья, особенно на территории Кавказской Албании. Покойники погребены в больших глиняных кувшинах в сильно скорченном положении на боку. Погребальный инвентарь содержит изделия из металлов (бронзовые и главным образом железные орудия и оружие, бронзовые, серебряные и золотые украшения), дерева, камня, глины, стекла и пасты. В поздних погребениях встречаются римские, аршакидские...